shapka


Почему ребенка дошкольного возраста необходимо специально учить слышать, понимать речь говорящего причин к тому много одна из причин — это ограниченный словарный запас ребенка. Ребенок дошкольник живет ситуативно здесь и сейчас окружающие игрушки, предметы, домашние животные — это мощнейшие побудители его действий ребенок всегда чем-то занят, он находится в ситуации и в этот момент ребенок плохо воспринимает словесную инструкцию взрослого (родителя, воспитателя) если она не связана с интересом и действием ребенка.

Пример: Рома 4 лет собирает конструктор, к нему обращается взрослый, говорит: - «Все, хватит играть, мой руки, пора обедать», но ребенок поглощён ситуацией, поэтому не может воспринимать обращенную к нему речь, и не реагирует.

Такое поведение связанно с проявлениями возрастного развития ребенка дошкольника, особенно если речь идет о ребенка 4-х лет. 

Когда взрослый (родитель, воспитатель) обращается к ребенку с просьбой, предложением или требованием, то важна обратная связь, нам надо добиться от ребенка выполнения инструкции.

Какой процесс происходит в психологическом плане: Мы даем ребенку речевую инструкцию и хотим, чтобы эта инструкция была исполнена и желательно сразу, т.е. стала регулятором поведения ребенка дошкольника.

Важно помнить, что ребенку дошкольного возраста очень трудно регулировать свое поведение по средствам речевой инструкции в силу низкой произвольности поведения. Умение управлять собой своими действиями это сложный психический процесс, который формируется длительное время, требует специальных усилий и специальные условия.

Как же развивать у ребенка способность слышать говорящего?

Прежде всего, нужно правильно организовать пространство общения.

Чтобы быть услышанным ребенком, прежде всего, нужно установить зрительный контакт (глаза в глаза) это значит выровнять позиции.

Обращенный к ребенку вопрос, просьба, предложение обязательно должны быть сказаны спокойным тоном, а интонация доброжелательная.

Обращенную речь к ребенку нужно формулировать на языке доступном пониманию ребенка с учетом уровня речевого развития и словарного запаса.

Для развития способности у ребенка слушать другого человека, заложено, в особом занятии - когда взрослый читает, а ребенку нужно услышать, понять прочитанное, а потом вместе проиграть, примерить ситуацию на себя, т.е. смоделировать ситуацию и лучше всего проиграть диалог. 

Способность слышать и слушать развивается в детской игре. Самой привлекательной деятельностью для ребенка дошкольника является игра. Играя, в сюжетно-ролевые игры со сверстниками ребенок добровольно учится подчиняться правилам игры, он приобретает опыт регулирования своего поведения помощью правил, которые есть в игре. Ребенок учится общаться с себе равными, отстаивать свои интересы, в чем то уступать, а где то настаивать на своем, ребенок приобретает коммуникативный опыт.

Чтобы ребенок научился слышать, с ним нужно играть, и делать акцент не на действии с предметами, а на личности ребенка. Подключившись к его игре, спросить у него: - «Ты кто?», возьмите на себя роль подходящего персонажа и стройте с ребенком диалог.

Если Ваше общение (родители, воспитатели) с ребенком пронизано радостью добротой и вниманием, то вы воспитаете здорового и счастливого человека. Важно помнить! Для ребенка дошкольника полезно только то, что он делает с удовольствием и радостью.